Методики развития детей, рассказывающие как научить ребенка читать, существуют в огромном количестве. Самое главное отличие - это, конечно, подход: можно научить читать по буквам, по слогам,  по  складам   или же сразу целыми словами. Давайте рассмотрим эти варианты, чтобы определить для себя, чем же один способ отличается от другого.

Кубики Зайцева

 

кубики зайцева Надо  отметить,  что  Зайцев  Николай  Александрович  уже  более  двадцати  лет  активно  пытается  донести  до  родителей  то,  что,  так  как  сейчас  учат  детей  читать  в школах,  в  детских  садах  и  дома,  учить  НЕЛЬЗЯ!   Просто  потому,  что  такой  подход  к  обучению  создаёт  и  детям,  и  родителям,  и  учителям  самые настоящие проблемы.  А  развитие ребенка и  обучение происходят  только  благодаря  исключительной  пластичности  детского  мозга!  Но  чего  это  стоит  хотя  бы  в  плане  здоровья?


 Существенно отличаясь от классического «побуквенного способа», методика развития Зайцева предлагает малышам освоить чтение по складам. Занятия проходят в игровой форме, но кубики со складами статичны – как-то изменять там ничего нельзя. Однако это не единственное отличие от кубиков Чаплыгина.

Помимо обучения чтению, методика Зайцева подразумевает, что малыш осваивает фонетический состав языка. Кубики Зайцева делятся на 12 групп, и, занимаясь по этим кубикам, вы учите ребёнка различать гласные и согласные, звонкие, глухие, мягкие, твёрдые звуки. Для этих целей и кубики тоже разные – «золотые», «железные», «деревянные». Помимо кубиков в набор входят таблицы, которые нужно размещать на стене выше роста ребёнка. Особенность методики в том, что мамы при обучении детей пропевают склады (это называется «попевки»). Такие попевки сопровождают обучение по таблицам. Мама водит по буквам длинной указкой и пропевает склады для ребёнка. Занимаясь по таблицам и кубикам, малыш запоминает 246 складов русского языка. Скорость обучения «по  Зайцеву»  зависит от возраста ребёнка малыша 3-х лет обычно нужно обучать около 6-9 месяцев (занятия при этом проходят 2 раза в неделю по 30-60 минут).

Плюсы методики: содержит примеры разных игр для детей, ребёнок – активный объект обучения, занятия рассчитаны на раннее развитие с 2.5 лет, но есть варианты игр для детей и младшего возраста.

Минусы методики: обучение происходит достаточно медленно, алгоритм занятий не самый простой – нужно строго следовать методике, работать с таблицами, петь, специально готовиться к занятиям.   И  вообще просто  так,  без  серьёзной  подготовки  самих  родителей,  без  регулярных  занятий  на  закрепление  пройденного  материала,  не  стоит  и  начинать.  Каждый  раз  придется  возвращаться  назад  и  повторять  одно  и  то  же.  А  это  и  нам  не  нравится,  а  детям тем  более.
Некоторые наборы предлагающие кубики Зайцева, купить которые Вы можете в магазинах развивающих игрушек, подразумевают, что их нужно склеивать самостоятельно.

Кстати! Методика Чаплыгина очень простая. Без  подготовки и без каких –  то  знаний  и опыта в области обучения детей  Вы разберётесь в ней за первые 5 минут занятий, а книжка-шпаргалка, которая входит в комплект, подскажет, как делать уроки-игры наиболее увлекательными. Это настолько легко, что даже кажется удивительным!

Методика Глена Домана (читаем целыми словами)

Данная методика раннего развития была разработана в 40-х годах XX века американским врачом Гленом Доманом. В основе этой методики лежит принцип чтения целых слов – ребёнок учит не конкретные буквы, не слоги, а слова целиком. Обучение происходит на подсознательном уровне – мама в течении 5 секунд быстро показывает ряд карточек со словами, проговаривая их. Малыш ещё не  умеет  и  говорить, но спустя некоторое количество просмотров выходит в понятие буквы. Конечно, результаты видны не сразу – более того, рекомендуется не устраивать ребёнку проверок, а продолжать заниматься, ожидая, что малыш проявит навыки сам. С ребёнком, считает Глен Доман, нужно заниматься с самого раннего возраста – комплекты по обучению чтению рассчитаны на грудничков.

Раннее развитие по Доману пользуется популярностью. В России методика Домана была удачно доработана Андреем Александровичем Маниченко, психологом и педагогом, разработавшим приёмы и методы, которых не хватало в стандартных занятиях.

Плюсы методики: Обучение возможно с очень раннего возраста, занятия не надоедают малышам.

Минусы методики: Методика менее эффективна для детей от 3-х лет, для выхода в чтение родителям нужно придерживаться рекомендованной переодичности занятий.

Кстати! Играя с кубиками Чаплыгина, развитие ребенка будет происходить у вас на глазах. Малыш САМ составит своё первое слово. Своими руками ребенок совершает маленький фокус, просто поворачивая кубик. А то, что движется и меняется, привлекает, воспринимается и запоминается лучше всего.

 

Классическая методика (читаем по буквам)

Большинство из нас познакомились с буквами именно таким образом, да и сейчас начальное образование в школах строится по этому принципу. А принцип этот называется «фонемный»: звучащее слово распадается на несколько отдельных звуков (фонем),  для каждого из которых существует графическое отображение - буква. Запомнив все буквы, можно читать их последовательно и собирать таким образом слова. Вспомните - именно так учит читать букварь, магнитная и «звучащая» азбука, простые кубики с буквами и другие игрушки.

 Процесс развития ребенка идёт от меньшего к большему – сначала малыш запоминает все буквы, это не быстро, но получается у всех детишек. Потом наступает самый сложный этап, который порой и затягивается на несколько лет – все эти вполне самостоятельные  буквы требуется сводить в слоги, а слоги - в слова. Мама при этом должна объяснить ребёнку сам алгоритм чтения - что все выученные буквы теперь составляют слово, и их нужно читать вместе, чтобы понять смысл. Именно это вызывает у детей непонимание - как же ЭМ и А превращаются в МА, а БЭ и У - в  БУ? А отсюда и неудачи, и слёзы, и нежелание продолжать занятия...

Конечно, рано или поздно все дети читать всё равно обучаются: просто кто-то раньше, кто-то позже (в школе, например). Происходит это за счёт многократного повторения отдельных букв (а то и просто зазубривания), что и приводит к запоминанию информации. Конечно, от таких занятий намного выше утомляемость. Это даже не игра, это вполне настоящий урок, требующий усердия и сосредоточенности. Родителям следует запастись терпением – во-первых, не ждать от малыша быстрых результатов, а во-вторых, занятия требуют старания и понимания от мамы с папой. Иначе же уроки превращаются для детей в обузу, которая ещё может закончиться слезами и наказанием. Разве так вы бы хотели научить своего ребёнка читать?

Плюсы методики: огромное количество пособий (буквари, обычные кубики с азбукой, магнитные доски) – на любой вкус. Ребёнка учат читать «как в школе требуют», даже если он не обучится с  вами  сам складывать слова из букв, в школе занятия будут уже знакомы.

Минусы методики: обучение идёт достаточно медленно, зачастую трудно даётся детям, скорость чтения по буквам низкая.

Кстати! Играть в кубики с буквами - это весело. Кубики нравятся всем детям, ведь это же так интересно и просто! Забудьте, что учиться чему-то трудно. Для малыша процесс обучения будет совершенно естественный, ведь не надо же ничего зубрить. Узнал даже не склады, а "как звучит  кубик, если повернуть букву?" - сразу же получил из них новое слово. Что может быть проще?

 

Выбор методики, конечно, остаётся за самими родителями. Но сейчас, когда интеллект ребёнка закладывается на всю жизнь, к этому выбору нужно подойти ответственно. Ведь именно простые и весёлые игры, в которых у малыша всё  получается, прививают интерес  и  потребность  к обучению. И поэтому настоящим подарком для родителей и являются динамические кубики Чаплыгина.