Обучение детей чтению.

Проблемы и их решение. 

Навык - «уметь читать текст» - первый и самый серьёзный барьер, который абсолютно определяет успешность дальнейшего обучения ребенка. И ни какой альтернативы в этом плане нет.

chaplygin

Узнайте:

Евгений Васильевич Чаплыгин,
педагог, автор кубиков "Читаю легко"

 

Почему важно научить ребенка читать ещё ДО школы?

Показательный пример: начальное обучение навыку чтения в школе.

Медленно читающий ребенок сразу выделяется всем своим видом. Он не может оторвать взгляд от строчки, «складывает» слова из отдельных звуков или букв, не разделяет слова в предложении по значимости и смыслу. Всё его внимание сосредоточено в одной точке - куда направлен взгляд.

Если потеряет эту точку в тексте, то найти не сможет. При таком «чтении» сознание ребенка целиком сосредоточено на удержании слова в поле зрения, на узнавании букв, на их складывании и тому подобных действиях.

При таком «чтении» основные психические процессы - восприятие, внимание и мышление «работают» не в том режиме, который требуется для просто нормального чтения, а сознание занимается не своим делом.

Итог такого обучения: ни восприятие, ни мышление, ни сознание просто не работают на обучение чтению.

Что в итоге отложится в памяти? И что потом спрашивать с ребёнка?

В лучшем случае - какие-то кусочки текста или отдельные слова. Кто наблюдал такое «чтение», знает, что так оно и есть. А если в память ничего не попадает или попадают какие-то обрывки, чему ребёнок научится?


Что такое "умение читать"?

Чтобы мы смогли прочитать слово в тексте быстро и с ходу понять смысл прочитанного, оно уже до того как… должно быть «записано» в памяти в виде «графической картинки» и «привязано в памяти» к образу, понятию, ощущению и опыту!

Это и есть определение умения читать. Вот на это определение и надо ориентироваться, когда планируется и организовывается процесс обучения ребёнка умению читать.

Таким образом, обучение, в принципе, сводится в итоге к одному - «присоединить», написанное «слово - графическую картинку» к уже имеющемуся в памяти «слову – понятию», «слову – ощущению» или «слову – образу», приобретая таким образом новое знание и новый опыт. Это и есть образование нового знания и нового умения - умения читать.

Почему одни люди пишут грамотно, а другие - нет?

У грамотного человека слово «записано» в памяти без ошибки и в процессе письма он практически не пользуется правилами правописания, а пишет без ошибок.

Без «графической картинки» этого слова нет в памяти. А значит, нет интуитивного знания, как это слово выглядит написанным. Вот тут и приходят сомнения и ошибки. Сомневаясь, даже хорошо читающий человек, прочитывает это слово по с-к-ла-да-м.


В чём проблема "школьного" метода научить ребёнка читать?

И в принятой в школе методике обучения детей умению читать, и в других многочисленных методиках присутствуют такие недостатки и просто противоречия, которые ребёнок не в состоянии понять, а учитель не может их как-то обойти или исключить, потому, что они входят составной частью в эту методику и в обязательную «Программу» обучения.

Происходит незаметная для ребёнка подмена понятий, приоритетов и установок.

Например, понятие «БУКВА» меняется на понятие «ЗВУК» и обратно. Взрослые, умеющие хорошо читать, эту подмену уже не замечают, вернее - не обращают на это своё внимание и как бы «по умолчанию» считают, что разницы нет, хотя, когда их в детстве учили читать, они так же мучились. А разница не просто большая - это просто разные понятия со своими свойствами и признаками. Но взрослые, при обучении чтению требуют, чтобы ребёнок не обращал на это своё внимание и также, как и они не замечал эти различия. А у ребёнка-то этого не получается! Не принимает ещё пока его сознание эту подмену «по умолчанию», просто потому, что всё, что его окружает, он воспринимает буквально и в одном измерении. Преодолевается этот «конфликт интересов» сознания ребёнка и сознания взрослого очень трудно для обоих и очень долго.

Почему буквы с картинками - это неправильно?
Всем известный и одобряемый приём - каждую о т д е л ь н у ю букву буквально «прикрепляют в памяти» ребёнка (по психологической терминологии - АССОЦИИРУЮТ что-то с чем-то и образуют доминанту) к какому-то образу или картинке. Самое распространённое - «детские кубики с картинками и буквами» или «кубики с картинками и словом, где выделена буква», а также красочные книжки с такой же подачей «знаний» о буквах и звуках.

Основная причина неумения применить полученные новые знания в том, что учили одному, а спрашивают другое (очень похожее, но другое). Просто ребёнок хорошо воспринял и хорошо запомнил одно, а применить его «знание» просят применительно к другому, даже не объяснив - «как?» это сделать. Учитель убеждён, что раз это другое всего-то «чуть-чуть» отличается от первого, то и «подумать надо чуть-чуть».

Обучение дошкольника чтению!

Специально для этого был создан комплект динамических кубиков "Читаю легко" - невероятно простой и эффективный способ научить ребёнка читать. И научить в игре, с учётом детского восприятия, особенностей мышления и интересов!

Пора узнать больше о:

А также смотрите видеозаписи уроков по кубикам!